понедельник, 30 декабря 2019 г.

Большая тройка. Реквием.



Большой премиальный экран в хорошем домашнем кинотеатре – обязательное условие. И тут я хочу уделить внимание телевизорам.
Золотым временем ТВ я считаю 2016-й год. В этом году телевизоры уже могли воспроизводить 4К контент с поддержкой HDR и Dolby Vision, при этом все еще умели работать с 3D (ну, кроме Самсунга, который бежал впереди планеты всей).
Флагманы 2016-года, которые будут описаны в этом обзоре, не являются, конечно, абсолютом, но все они непревзойденно хороши. Непревзойденно, потому что все последующие годы, производители телевизоров не создали ничего уникального, только убрали поддержку 3D. Все отличия моделей 2017-2019-го годов сводятся, по большому счету, к обновлению прошивки, увеличению яркости и контрастности. Не кардинальному, а на какие-то проценты. У тех трех телевизоров, о которых пойдет речь, в плане яркости и контрастности все уже было на высоте.
Ах да, некоторые флагманы в 2019-м уже имеют поддержку HDR10+ и 8К. Но даже в следующем, 2020-м году данные плюшки не будут также актуальны для пользователей, как поддержка 3D. По причине отсутствия контента. Трехмерные же фильмы продолжали выпускать и в 2019-м и будут еще в 2020-м. Может и дальше. То есть, контента за 10 лет выпущено уже предостаточно. И его любителей не мало. Но увы, в целях удешевления производства, производители решили лишить свои телевизоры поддержки 3D и таких телевизоров, как флагманы 2016-го сегодня взять негде.
Итак, большая тройка это Panasonic TX-65DXR900, Sony KD-65ZD9 и LG OLED65E6V.

Panasonic TX-65DXR900

Sony KD-65ZD9
LG OLED65E6V

Начну с ЖК телевизоров Panasonic TX-65DXR900 и Sony KD-65ZD9. Оба были революционными продуктами в 2016-м году. Первым вышел Панасоник, в начале года, к самому концу которого подтянулись и Сони.
Оба телевизора имеют поддержку активного 3D (то есть 1920×1080 изображения, а не 1920×540, как в пассивной технологии). Оба поддерживают 4К HDR. Изначально флагманская модель Sony вышла без поддержки Dolby Vision, но в последующем, с обновлением ПО, такая поддержка появилась.
Оба замечательно работают с цветами – имеют 3D Lut матрицу для цветокоррекции и отличные профили SPD (spectral power distribution). Здесь, правда, Панасоник выглядит чуть лучше за счет Super MVA матрицы с калий-фторсиликатным люминофором производства Innolux, дающим высокий красный пик, в отличие от VA матрицы у Sony.



Эта же матрица дает Панасонику уникальные для 2016-го года (строго говоря, недостижимый основной массой ЖК телевизоров и сегодня) охваты цветового пространства, превосходящие таковые у флагмана Sony и успешно конкурирующие с показателями OLED матриц.

Информация собрана из источников №1, №2, №3, №4


И Sony, и Panasonic имеют свои студии в Голливуде, которые принимают участие в калибровке дисплеев их телевизоров. Поэтому у пользователей есть возможность выбрать в настройках изображения пресеты с цветовыми настройками, созданными профессиональными калибровщиками голливудский студий. Пресеты эти разительно отличаются по качеству картинки от дефолтой установки «Стандартный» или грубых, вроде «Яркий», «Спорт» и т.п. Конечно, откалибровать можно любой экран относительно какого-то источника сигнала, но услуги профессионального калибровщика стоят денег. Тысяч 25 придется выложить за подобное удовольствие.
Подсветка и у Panasonic TX-65DXR900 и у Sony KD-65ZD9 – Direct LED. Более продвинутая, чем EdgeLED технология, позволяющая получать высокие цифры контрастности. Так, из коробки контрастность у Панасоника 8150:1, у Sony 4694:1. Однако Honeycomb подсветка у Пани более агрессивна, чем Backlight Master Drive Соньки, что дает последней большую равномерность. Хоникомбы заметно проступают светлыми квадратами на матрице, особенно при просмотре экрана под большими углами обзора. У Сони зоны подсветки геометрически не такие вычурные.
Работа подсветки Sony

Работа подсветка Panasonic.
Фотографии экранов в обоих случаях делались под углом к изображению, так как работу подсветки прямо перед экраном не видно. Только под большими углами.


Кроме того, т.н. dimming zones у Sony чуть меньше по размеру, чем у Panasonic, в результате чего большее их количество умещается на соразмерном экране – 648 против 512 соответственно.
Полноэкранная яркость экрана выше у Панасоник – 885 кандел/м2 против 745 кандел/м2 у Сони в HDR mode и 326 cd/m2 против 291 cd/m2 в обычном режиме. Однако, пиковая HDR яркость выше у Sony 1870 cd/m2, против 1250 cd/m2 у Panasonic (по стандарту HDR требуется 1000 cd/m2).
Уровень черного (ANSI) 0.04 cd/m2 у DXR900 против 0.062 cd/m2 у ZD9. После калибровки этот уровень у Панасоник становится равен 0.019 cd/m2, а у Сони 0.029 cd/m2.
Что касается динамических сцен, то тут интересный момент – Панасоник с отключенной функцией сглаживания движения дает менее дерганую картинку, Сони же, как и положено, дает более гладкую картинку при включении функции Motion flow.

Panasonic TX-65DXR900 - слева IFR Custom включен, справа выключен

Sony KD-65ZD9 - слева Motionflow Custom включен, справа выключен

Время задержки (Input lag) у телевизоров почти одинаковые – 39 мс у DXR900 и 42 мс у ZD9. В принципе, этого достаточно для большинства игр на PlayStation и Xbox, но есть телевизоры и с меньшей задержкой. Если вы профессиональный игрок, то у вас должны быть другие экранные сеты. Для рядового пользователя этого Input Lag достаточно.
В итоге можно сказать, что экран у Панасоника модели DXR900 практически эталонный, с учетом полного набора его свойств. Однако сильной стороной Сони стоит считать более мощный процессор на борту, операционную систему на базе Андроид 6.0 (с последующим апгрейдом до 8.0), поддержку Dolby Vision и DTS (Панасоник работает только Dolby Digital звуковыми дрогами). Для того, чтобы обойти эти слабые стороны Пансонику нужен внешний видеоплеер хотя, конечно, отсутствие Dolby Vision это никак не решает. Кроме того, внешним плеером не преодолеть и меньшие углы обзора экрана у Панасоника - 46 градусов, вместо 65 у Сони (у ОЛЕДов это значение под 170!).
Система охлаждения у Сони пассивная, у Панасоника – активная. Но вентиляторы тихие – слышно их только при включении ТВ, когда они запускаются на полную мощность. Хотя, в абсолютной тишине, легкое дуновение от телевизора все-таки слышно.
Третий телевизор в обзоре – это LG OLED E6V. Он отличается от собрата G6V более простой встроенной аудиосистемой. Но при покупке таких телевизоров c ними, обычно докупается и самостоятельная мощная аудиосистема, поэтому это не серьезный минус. У старшего брата, правда, еще и пиковая яркость чуть выше, но в обычных сценах, при регулярной работе, яркость у них примерно одинакова. Поэтому E6V по соотношению цена/функционал обходит G6V и его раскупили гораздо раньше, чем топовую модель.
LG OLED E6V, как и описанные выше модели, имеет поддержку 4К с глубиной цвета 10bit и 3D видео (только технология здесь пассивного 3D). Заточен он и под HDR, и под Dolby Vision.
Безусловной сильной стороной этого телевизора является бесконечный контраст, обусловленный OLED матрицей. Это очень притягательная штука, на идеальном рекламном контенте, вызывающая однозначный Вау-эффект. В сочетании с достойным цветовым покрытием, это могло бы сделать данный телевизор просто лучшим из лучших за всю историю. Но увы, нет в мире совершенства. Есть и слабые стороны у OLED’ов (вообще всех, не только данной модели).
Прежде всего, если продолжить разговор о цветах, то сила красного пика в SPD у OLED’ов – это ахиллесова пята. Если экран Панасоника DXR900 за счет мощного красного пика «тёплый», то OLED’ы холодные, так как теплый спектр у них усеченный. И «синюшность» OLED’ов заметна в параллельном сравнении как с ЖК телевизорами, так и с плазмой.


Так же у LG нет ни 3D LUT, не прокалиброванных цветовых настроек – этим «Лыжники» не заморачиваются, стараясь удешевить свою продукцию.
Четкость изображения в динамике так же страдает. Если в тесте Motion Resolution и Панасоник и Сонька выдают 1080 линий, то E6V только 650.
Ну и яркость экрана, конечно, у OLED’а не высока – только 625cd/m2 в пике против 1250 cd/m2 и 1870 cd/m2 у ЖК парочки. Однако, вкупе с бесконечным контрастом этого достаточно для HDR сертификации.
Еще один минус OLED’ов – это сложности с апскейлом. Если с 4К контентом они работают превосходно, то при просмотре контента не высокого качества – DVD, DVDRip – картинка на ЖК будет интереснее, чем на E6V. А такого контента много. Кучу хороших старых фильмов не перегнали ни в Блюрей, ни в 4К качество.
Что касается коммуникации – порты, wifi – то здесь у большой тройки примерный паритет. Все, что нужно пользователю, на борту присутствует. По 4 HDMI, 3 USB (один из которых 3.0), ну и прочая обязательная амуниция для беспроблемного подключения всего, что только возможно производителями обеспечена.
В заключение, стоит сказать, что эту большую тройку, хоть и не дешевых телевизоров, даже спустя 3 года, можно считать вершиной ТВ продукции. Пусть сегодняшние флагманы и превосходят их в яркости или мощности процессора на какие-то проценты, но утрата поддержки 3D – это серьезное уменьшение функционала.
Промоушен 8К очень напоминает зарю 4К эры. Но что сегодня делать 4К телевизорами, выпущенными в 14-15 годах? Они рассчитаны на SDR контент только. А 90% 4К фильмов - это HDR или Dolby Vision. И это стандарт! Вот когда ТВ-индустрия шагнет-таки в новую эру 12-ти битной глубины цвета с полным покрытием диапазона Rec.2020, да еще и в 8К (и видео такого качества будет выпускаться 2 года как) - вот тогда описанная тройка будет уже не актуальна. Тогда и Dolby Vision станет полноценным, а не бледным подобием себя, как сегодня. Тогда будут новые герои на ТВ-рынке. И даже если у них не будет поддержки 3D - флагманы этой новой эры будут превосходить и DX900, и ZD9, и E6V. Но когда это будет? Пока топы 2016-го года не переплюнул никто.
Здесь можно посмотреть сравнение всех трех посовокупности параметров и характеристик.

Комментариев нет:

Отправить комментарий